<span style="font-style: italic;">Первый зал Музея скоростей</span>

Первый зал Музея скоростей

<span style="font-style: italic;">Второй зал. Промыслы</span>

Второй зал. Промыслы

<span style="font-style: italic;">Инсталляция затопленной части Василёва</span>

Инсталляция затопленной части Василёва

<span style="font-style: italic;">Зал "Летающие люди. Ростислав Алексеев"</span>

Зал "Летающие люди. Ростислав Алексеев"

<span style="font-style: italic;">Зал "Время. Скорость. Результат"</span>

Зал "Время. Скорость. Результат"

<span style="font-style: italic;">Рабочая модель экраноплана</span>

Рабочая модель экраноплана

Музей скоростей

Музей скоростей занял весь второй этаж Дома культуры имени Валерия Павловича Чкалова. Он посвящен развитию скорости на воде – от бурлачества к экранопланам, а также главному конструктору судов на подводных крыльях Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.
Недалеко от Чкаловска, на реке Троца, располагаются испытательная база Конструкторского бюро и аэродром. В свое время, Ростислав Алексеев много творил там. По этой причине, основными темами музея (который открылся в 2010 году) стали развитие судостроения и экранопланостроения.
Структура музея разнообразна и имеет четкую логическую линию. Все начинается с Василевой слободы (раннее название Чкаловска) и заканчивается техническими достижениями ХХI века. Здесь так же можно получить исторические сведения старинных прилегающих улиц и зданий слободки.
Фондовые материалы музея разнообразны – это фотографии, мебель, предметы старины, личные вещи, подлинники и копии документов, разнообразные инсталляции, макеты, модели экранопланов и кораблей. Широко используются интерактивные средства – в виде демонстрации различных видеорядов.
Музей начинается с Василевой слободки, с рода Рукавишниковых.  История Чкаловска делится на два этапа: «до» затопления и «после». Во время образования Горьковского водохранилища, его воды покрыли обширные земли. Затопило постройки, жилые дома, храмы, площади, леса… Под воду ушел целый мир! Уникальный макет затопленной части Василевой слободы вы можете увидеть в разделе «Бурлаки на Волге». Центральная площадь, от нее, словно лучи Солнца, расходятся улицы, повсюду богатые купеческие дома, церковь, овраги, деревья, небольшие речушки… и вот она – Покровская гора! Сегодня это утес над просторами воды. 
Инсталляция в виде аквариума с живыми рыбками наглядно демонстрирует итоги затопления. Его задняя стенка и дно оформлены так, будто рыбки плавают в подводном городке, среди бывших жилых домов и того, что осталось от людской жизни. Выглядит это сказочно!
Экспозиция следующего зала музея дает посетителям уникальную возможность познакомиться с устоявшимся образом жизни Василевой слободы. Торговля, плетение из лозы, щепной и гончарный промыслы, как наиболее распространенные занятия сноровистых васильчан, представлены во всем своем многообразии в витринах зала. В зале воссоздан не только интерьер купеческой лавки, действительно существовавшей в Василевой слободе, но и часть гончарного заводика. Предметы быта, одежда, богатая коллекция разнообразной ремесленной продукции красноречиво рассказывает об особенностях самобытного уклада жизни населения старейшей Василевой Слободы.
В XIX веке по Волге ходило до 4000 судов на лямках и парусах. Многие из них останавливались зимой в затоне Василевой слободы. Много людей прибывало сюда, чтобы заработать, например, наняться в бурлаки. Адский труд – об этом свидетельствуют фотоснимки. На них не только мужчины-бурлаки, но и женские артели. На каждого бурлака в среднем выходило по 40 кг веса нагрузки. С эти грузом надо было идти немалые расстояния. Посетители музея могут попробовать себя в роли бурлака, подняв груз с таким весом.
От такого наплыва народа Василева слобода богатела: от лавочников, кабатчиков и приказчиков, до церковных приходов. Дед Максима Горького, прадед и дед Валерия Чкалова тоже были бурлаками.
Следующий зал – «История на дне моря. Василево-Чкаловск в истории развития судоходства на Волге». Со временем, труд бурлаков использовали все меньше. По Волге стали ходить пароходы.
В 1883 году были основаны Василевский затон и казенные мастерские для отстоя и ремонта флота. Позже, тут же образовался судостроительный и судоремонтный завод имени В.И. Ульянова (Ленина). Эта эволюция показана в виде различных макетов и экспонатов.
Второй раздел музея – это два зала: «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат». Они подводят посетителей к кульминации музейной экспозиции. Здесь вы получите общее представление об экранопланах, конструкторской деятельности и значении новаторств Р.Е. Алексеева.
Один из залов - «Летающие люди: Ростислав Алексеев», - посвящен самому создателю судов на подводных крыльях и экранопланов. Кроме экспонатов, рассказывающих о жизни и личности конструктора, здесь можно посмотреть видеозапись с рассказами его дочери, Т.Р. Алексеевой, и других близких ему людей. Семиминутный фильм «Памяти Р.Е. Алексеева посвящается» уникален, так как состоит из реальных хроник.
Алексеев увлекался горными лыжами, подводным плаванием, управлял самолетами, судами, яхтами, участвовал в парусных гонках. Скорость он любил везде: «…в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь…», - вспоминал Ростислав Евгеньевич. Выходит, что он работал над мечтой своего детства!
Р. Алексеев был хорошим рисовальщиком, ряд рисунков есть в музее. Его вдохновляли свобода, стихия, море, яхты. Кроме того, что Алексеев был яхтсменом, он привнес в этот вид спорта и некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году еще студентом, сейчас носит имя Р.Е. Алексеева. Символично, что единственная в жизни встреча Ростислава Алексеева с Валерием Чкаловым произошла на парусных гонках. В музее есть фотография этой встречи.
В своих разработках Алексеев дошел до создания экранопланов-ракетоносцев, транспортно-десантных и аварийно-спасательных экранопланов. На одной из экспозиций представлены их фотографии, макеты, на экране демонстрируется видеоряд. Конструктор был одним из немногих, кто умел управлять экранопланом. У него было жесткое правило: за руль нового судна в первый раз садился он сам.
В 60-е годы Ростислав Алексеев выпустил классическую модель скоростных судов на подводных крыльях; они выходили под разными названиями: «Ракета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комета». Самой совершенной работой специалисты признали «Метеор», а самым скоростным судном – «Буревестник». Он был оснащен двумя авиационными турбинами АИ-20.
Сейчас можно увидеть один из сохранившихся экранопланов - «Орленок». Он находится в музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота в Москве (р-он «Северное Тушино»).
Энергии и трудоспособности Алексеева можно позавидовать. Ему всегда казалось, что он еще не достиг своего идеала: «Проектирование глиссеров – эта задача для троечников, суда на воздушной подушке – это женская забава!» - говорил Ростислав Евгеньевич. Настоящим мужским делом он считал работу с экранопланами.
На испытаниях очередного экраноплана, 14 января 1980 года, конструктор получил серьезные травмы при спуске модели на воду. Две проведенных операции не помогли: 9 февраля того же года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, его похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Интересная и насыщенная жизнь Р. Алексеева в полной мере отражена в экспозициях музея. Здесь побывали десятки тысяч туристов, множество гостей, каждый уважающий себя чкаловец был здесь не раз… но музею всегда есть, чем удивить посетителей!