Перейти на версию для слабовидящих
Размер шрифта
A A A
Цветовая схема
a
a
a
Изображения
Развернуть панель

Первый зал Музея скоростей

Первый зал Музея скоростей

Второй зал. Промыслы

Второй зал. Промыслы

Инсталляция затопленной части Василёва

Инсталляция затопленной части Василёва

Зал  Летающие люди. Ростислав Алексеев

Зал "Летающие люди. Ростислав Алексеев"

Зал  Время. Скорость. Результат

Зал "Время. Скорость. Результат"

Рабочая модель экраноплана

Рабочая модель экраноплана

Музей скоростей

Музей скоростей занял весь второй этаж Дома культуры имени Валерия Павловича Чкалова. Он посвящен развитию скорости на воде – от бурлачества к экранопланам, а также главному конструктору судов на подводных крыльях Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.

Недалеко от Чкаловска, на реке Троца, располагаются испытательная база Конструкторского бюро и аэродром. В свое время, Ростислав Алексеев много творил там. По этой причине, основными темами музея (который открылся в 2010 году) стали развитие судостроения и экранопланостроения.

Структура музея разнообразна и имеет четкую логическую линию. Все начинается с Василевой слободы (раннее название Чкаловска) и заканчивается техническими достижениями ХХI века. Здесь так же можно получить исторические сведения старинных прилегающих улиц и зданий слободки.

Фондовые материалы музея разнообразны – это фотографии, мебель, предметы старины, личные вещи, подлинники и копии документов, разнообразные инсталляции, макеты, модели экранопланов и кораблей. Широко используются интерактивные средства – в виде демонстрации различных видеорядов.

Музей начинается с Василевой слободки, с рода Рукавишниковых. 
История Чкаловска делится на два этапа: «до» затопления и «после». Во время образования Горьковского водохранилища, его воды покрыли обширные земли. Затопило постройки, жилые дома, храмы, площади, леса… Под воду ушел целый мир! Уникальный макет затопленной части Василевой слободы вы можете увидеть в разделе «Бурлаки на Волге». Центральная площадь, от нее, словно лучи Солнца, расходятся улицы, повсюду богатые купеческие дома, церковь, овраги, деревья, небольшие речушки… и вот она – Покровская гора! Сегодня это утес над просторами воды. 

Инсталляция в виде аквариума с живыми рыбками наглядно демонстрирует итоги затопления. Его задняя стенка и дно оформлены так, будто рыбки плавают в подводном городке, среди бывших жилых домов и того, что осталось от людской жизни. Выглядит это сказочно!

В XIX веке по Волге ходило до 4000 судов на лямках и парусах. Многие из них останавливались зимой в затоне Василевой слободы. Много людей прибывало сюда, чтобы заработать, например, наняться в бурлаки. Адский труд – об этом свидетельствуют фотоснимки. На них не только мужчины-бурлаки, но и женские артели. На каждого бурлака в среднем выходило по 40 кг веса нагрузки. С эти грузом надо было идти немалые расстояния. Посетители музея могут попробовать себя в роли бурлака, подняв груз с таким весом.

От такого наплыва народа Василева слобода богатела: от лавочников, кабатчиков и приказчиков, до церковных приходов. Дед Максима Горького, прадед и дед Валерия Чкалова тоже были бурлаками.

Следующий зал – «История на дне моря. Василево-Чкаловск в истории развития судоходства на Волге». Со временем, труд бурлаков использовали все меньше. По Волге стали ходить пароходы.

В 1883 году были основаны Василевский затон и казенные мастерские для отстоя и ремонта флота. Позже, тут же образовался судостроительный и судоремонтный завод имени В.И. Ульянова (Ленина). Эта эволюция показана в виде различных макетов и экспонатов.

Второй раздел музея – это два зала: «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат». Они подводят посетителей к кульминации музейной экспозиции. Здесь вы получите общее представление об экранопланах, конструкторской деятельности и значении новаторств Р.Е. Алексеева.

Один из залов - «Летающие люди: Ростислав Алексеев», - посвящен самому создателю судов на подводных крыльях и экранопланов. Кроме экспонатов, рассказывающих о жизни и личности конструктора, здесь можно посмотреть видеозапись с рассказами его дочери, Т.Р. Алексеевой, и других близких ему людей. Семиминутный фильм «Памяти Р.Е. Алексеева посвящается» уникален, так как состоит из реальных хроник.

Алексеев увлекался горными лыжами, подводным плаванием, управлял самолетами, судами, яхтами, участвовал в парусных гонках. Скорость он любил везде: «…в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь…», - вспоминал Ростислав Евгеньевич. Выходит, что он работал над мечтой своего детства!

Р. Алексеев был хорошим рисовальщиком, ряд рисунков есть в музее. Его вдохновляли свобода, стихия, море, яхты. Кроме того, что Алексеев был яхтсменом, он привнес в этот вид спорта и некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году еще студентом, сейчас носит имя Р.Е. Алексеева. Символично, что единственная в жизни встреча Ростислава Алексеева с Валерием Чкаловым произошла на парусных гонках. В музее есть фотография этой встречи.

В своих разработках Алексеев дошел до создания экранопланов-ракетоносцев, транспортно-десантных и аварийно-спасательных экранопланов. На одной из экспозиций представлены их фотографии, макеты, на экране демонстрируется видеоряд. Конструктор был одним из немногих, кто умел управлять экранопланом. У него было жесткое правило: за руль нового судна в первый раз садился он сам.

В 60-е годы Ростислав Алексеев выпустил классическую модель скоростных судов на подводных крыльях; они выходили под разными названиями: «Ракета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комета». Самой совершенной работой специалисты признали «Метеор», а самым скоростным судном – «Буревестник». Он был оснащен двумя авиационными турбинами АИ-20.

Сейчас можно увидеть один из сохранившихся экранопланов - «Орленок». Он находится в музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота в Москве (р-он «Северное Тушино»).

Энергии и трудоспособности Алексеева можно позавидовать. Ему всегда казалось, что он еще не достиг своего идеала: «Проектирование глиссеров – эта задача для троечников, суда на воздушной подушке – это женская забава!» - говорил Ростислав Евгеньевич. Настоящим мужским делом он считал работу с экранопланами.

На испытаниях очередного экраноплана, 14 января 1980 года, конструктор получил серьезные травмы при спуске модели на воду. Две проведенных операции не помогли: 9 февраля того же года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, его похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

Интересная и насыщенная жизнь Р. Алексеева в полной мере отражена в экспозициях музея. Здесь побывали десятки тысяч туристов, множество гостей, каждый уважающий себя чкаловец был здесь не раз… но музею всегда есть, чем удивить посетителей!